Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики

под научно-методическим руководством ООН РАН

Опыт в роли преподавателя

13.12.2017
Студенты читают лекции в Народной школе.

Студентка нашего Университета специальности «Издательское дело» очной формы обучения Анастасия Буракова получила уникальную возможность стать преподавателем дисциплины «История журналистики» в Высшей Народной школе – учебном заведении для людей предпенсионного и пенсионного возраста.
«Этот опыт очень ценен для меня, — прокомментировала Анастасия. — Всегда хотелось попробовать свои силы в преподавательской деятельности, поскольку это действительно интересно.
Прежде всего, что я вынесла из этого опыта – преподавателем действительно быть нелегко. Для хорошего преподавателя важны, конечно, знание своего материала, понимание того, для кого вы читаете свои лекции, и уважение своих слушателей. Особенно, на мой взгляд, важно последнее условие: если преподаватель не уважает свою аудиторию, то аудитория никогда не будет воспринимать всю информацию, сказанную во время лекции.
Подготовить материал, структурировать его и правильно подать своим слушателям тоже не легко. Прежде всего, нужно выбрать именно ту информацию, которая будет интересна публике. Отлично проходит занятие тогда, когда преподаватель дает множество любопытных фактов для подтверждения своих знаний. Это сразу привлекает внимание к лекции, делает ее интереснее и насыщеннее, и примеры очень часто запоминаются лучше, чем все остальное.
Из большого объема нужной информации, которую нужно передать слушателям, иногда используются интересные лекции преподавателя Г.К. Пуриновой по риторике. Поэтому Галине Константиновне я очень благодарна. Поскольку журналистика возникла из риторики, то мне необходимы были любопытные факты, связанные с этой дисциплиной, чтобы показать своим слушателям взаимосвязь древнегреческой и древнеримской риторики и возникновения журналистики. Материал из этих лекций вызвал большой интерес у моих «учеников» – многих заинтересовали традиции древнего мастерства красноречия.
Но, кроме выбора самого материала, важна еще и правильное его преподнесение. Никому не будет интересна лекция, рассказанная нудным, монотонным и неуверенным голосом. Чтобы прочитать лекцию, мне приходилось преодолевать сильное волнение, но уже в процессе ведения занятия эмоции стабилизировались – я почувствовала интерес и потребность передать свои знания. Чтобы не быть монотонной, я задавала не типичные вопросы своей аудитории – к примеру, мне было интересно узнать, какие газеты она предпочитает, или доверяют ли слушатели лекции той информации, которая освещается в современных СМИ. В ходе дискуссий никто не остался равнодушным – все хотели поделиться своим мнением. В итоге у нас получился не скучный монолог, а интересный насыщенный разговор с публикой, где мы друг с другом делились интересной и ценной информацией.
После таких лекций я почувствовала вдохновение и прилив сил. Хочется еще и еще продолжать вести лекции, быть в роли преподавателя и видеть большой интерес в глазах своих слушателей. Я жду с нетерпением своего нового занятия. После предыдущей лекции я искренне поблагодарила свою аудиторию за внимание к моему предмету – мне на самом деле было очень приятно, что я сумела справиться с такой ответственной задачей, как проведение лекций. Хочу пожелать всем преподавателям, которые любят свое дело и свою аудиторию, таких же благодарных слушателей».